Загадочные происшествия с иностранцами (benadamina) wrote,
Загадочные происшествия с иностранцами
benadamina

Category:

Рабин и Шагал

Листаю привезенный мужем каталог выставки Оскара Рабина. Она проходит сейчас в Москве.

Удивительный художник. Ни с кем его не спутаешь. В музее даже нет необходимости читать таблички под его картинами. Узнаешь эту особую манеру живописи еще издали.

И все же, даже уникальные явления возникают и развиваются в некоем контексте. И, вот, я думаю, если представить себе карту, на которой отмечены художники и течения в живописи, то где бы там был нарисован кружочек с надписью "Оскар Рабин"?
Причислить его к русскому авангарду? Настроение не то. У него тоже искаженное пространство, но в русском авангарде оно - как расколотая скорлупа, из которой вот-вот вылупится птенец невиданной доселе птицы. Русский авангард открыт миру, он беззащитен, полон предчувствий, он - завис в прыжке.

Иначе, может быть, у  Филонова. Он тоже - не вписывается. Но у него - нечто совсем другое. Филонов - не наблюдатель. Он - активный аналитик. Он рассматривает мир под микроскопом, чьи оптические качества напоминают зеркало Снежной королевы. 

У Рабина нет этого совсем. Так мне кажется, по крайней мере. Рабин передает настроение. Суть вещей для него - именно то впечатление, которое они производят на человека. В первую очередь, на художника. Других людей в его картинах почти и нет. 


Оскар Рабин "Отраженная церковь"

Авангард устремлен вперед. На то он и "авангард". Рабин - человек поставангардной эпохи. Он проводит инвентаризацию. Рассматривает, что получилось из эксперимента. Он - нежелательный свидетель. Человек андерграунда. Один из главных организаторов печально известной "Бульдозерной выставки" в Беляево. Авангард и андерграунд - вещи несовместимые. "Метрострой" какой-то... Противоречащие друг другу жизненные установки.

Но на ум приходит другой художник. Человек, проведший первые 27 лет жизни в Российской империи, а затем живший в Париже и там умерший. Марк Шагал.

Между ними очень много различий.

Их объединяет национальность, но еврейство Шагала - один из источников его вдохновения, объект симпатии и сострадания. Еврейство Рабина ощущается в той мере, в которой оно навязано ему социумом. 


Марк Шагал "Скрипач"

У Шагала на картинах - евреи в талитах. У Рабина - хоругви.

У Шагала - воздух, сполохи, яркие краски. У Рабина - серо-черно-коричневая гамма. Один из любимых мотивов - кладбище. Изображенные строения кривы и приземисты. Земля тянет их вниз. 


Марк Шагал "Летящая повозка"

У Шагала  - люди и звери. У Рабина - в лучшем случае, портреты, как часть неодушевленной композиции. На домах - слепые оконца. А если какое-нибудь из них вдруг освещено - тревожным красным или оранжевым светом - то ясно, что за ним - хмурые, под стать ландшафту, лица.

Наверное, этот список можно продолжить. И все же... Мне кажется, у них есть, по крайне мере, одна общая черта. Художник рисует как бы в центре мира. Его картины - и есть точка отсчета. И Рабин и Шагал сознательно смещают центр тяжести в сторону. Они оба - люди окраин. Зафиксировать жизнь окраины - их историческая и художественная миссия.
 

Оскар Рабин "Пьяная кукла"

У Шагала - Витебск. У Рабина - Лианозово. И, в более широком смысле, Москва пятидесятых-семидесятых годов и Россия - как задворки мира.

Шагал ушел. Рабин остался.  Для Шагала, окраины - его прошлое, часть его души. Для Рабина, они - его настоящее, его проклятие. Рабин - живет в другом мире. Между негостеприимными домами скользит тень огромной селедки. Одиночество. Скептицизм.

В середине жизни Рабин тоже оказывается в Париже. Как изгнанник.

От окраин к центру. Но центр тяжести остается прежним. У обоих. Все также искривлены здания у Рабина. Все также парят люди у Шагала. И Париж его не сразу отличишь от Витебска. Точно также Каналетто, изображая Лондон, продолжал рисовать любимую Венецию.

Витебск-Париж
Лианозово-Париж

Наверное, просто совпадение судеб.

Tags: искусство
Subscribe

  • Рассказы для живых

    Появилось в электромагазине, и на бумаге тоже будет - пишет Чингизид.

  • (no subject)

    Сформулировалось в разговоре с дорогим Ананасом: мы живем в период пост-антиутопии. Многие ужасные сценарии будущего, заставлявшие содрогаться…

  • Отличные новости!

    Второй том ТСК-зеленый только что прибыл в электромагазин!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Рассказы для живых

    Появилось в электромагазине, и на бумаге тоже будет - пишет Чингизид.

  • (no subject)

    Сформулировалось в разговоре с дорогим Ананасом: мы живем в период пост-антиутопии. Многие ужасные сценарии будущего, заставлявшие содрогаться…

  • Отличные новости!

    Второй том ТСК-зеленый только что прибыл в электромагазин!