Загадочные происшествия с иностранцами (benadamina) wrote,
Загадочные происшествия с иностранцами
benadamina

Category:

"Чучело"

Смотрели вчера с сыном "Чучело".

Я этот фильм последний раз видела еще подростком.  И с тех пор это для меня была, в первую очередь, история про потерю человеческого облика в коллективе и коллективом и про травлю, перекликающаяся, наверное, с "Повелителем мух".

Но я почему-то совсем не помнила, что это - любовная история. То есть, в моей памяти - это совсем не был фильм о любви, все эти годы.
И, вот, история про самопожертвование. Я не могу впомнить, как я это подростком восприняла. У меня есть основания думать, что никак. В том смысле, что мне тогда было, наверное, понятно, что Лена Бессольцева совершила героический поступок, а  тот, кого она защищала, оказался трусом, подлецом  и т.п. То есть, это для меня тогда был такой, "заданный параметр".
А сейчас это самое самопожертвование мне показалось стержнем фильма. В том смысле, что там отчетливо показано, как оно, фактически, ввергает в ад объект защиты - Диму Сомова, ставит его перед выбором, на который он, в силу своего душевного склада, не способен. Причем, выбор этот поэтапный, состоит из развилок, и на каждой развилке и мучения эскалируют, и, соответственно, выбранная линия поведения все ужаснее.
Лена влюблена в Сомова, она хочет его защитить, поначалу - на каком-то спонтанном уровне: такое впечатление, что, когда она в начале фильма говорит одноклассникам: "Это сделала я", она сама не ожидает от себя этих слов.
"Она взяла вину на себя" - говорит о Лене в конце фильма ее одноклассник Васильев (его играет  П. Санаев).
Она искренне пыталась защитить Сомова, и она его уничтожила. Он не был "трусом и подлецом", он им стал, причем - мучительно.

И, вот, если бы речь шла о реальной человеческой судьбе, продолжение ее линии выглядит крайне болезненным. Что там было бы? Чувство вины; ощущение, что совершена неисправимая ошибка. А дальше, наверное, либо акты утрированного,  и, вполне возможно, бессмысленного, героизма - чтобы доказать себе и окружающим, что "не трус". Либо, наоборот, отключение от себя, цинизм, ожесточенность, отсутствие эмпатии. Я понимаю, конечно, что это все - в сослагательном наклонении.

Вообще, снятый почти тридцать лет назад (1983) трехчасовой фильм смотрится на одном дыхании. Я хотела написать, что он смотрится так, как будто снят вчера, что он - вневременной, но я не знаю, так ли это. То есть, фильм вневременной в том смысле, что в нем замечательно показны внутренние конфликты, страсть, подлость, жестокость, тяжесть выбора, остутствие коммуникации между взрослыми и детьми, трансформации личности, благородство. Не говоря уже о блестящей, на мой взгляд, операторской работе, об атмосферности, о ритме.
Но мне интересно отношение режиссера, Ролана Быкова, к теме самопожертвования. Какой была эта история в его глазах? И какой она была в глазах российского общества тогда и сейчас? Изменилось ли что-нибудь? Впрочем, это, наверное, все-таки, вопросы не про фильм. Он  живой,его можно переживать и осмысливать заново и по-разному, каждый раз замечая новые линии и детали. Он вещь в себе, полупрозрачный шар с жизнью внутри, как и должно быть.
Tags: фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments